Цели урока:
- Способствовать формированию представлений о Вселенной, Солнечной системе, ее планетах, о созвездиях и космических телах.
- Познакомить учащихся с астрономией – наукой, изучающей Вселенную.
- Способствовать развитию познавательного интереса и умения наблюдать, анализировать, делать выводы, интереса к знаниям, использовать возможности мнемоники в обучении.
- Способствовать развитию бережного отношения к планете Земля.
- Осуществить межпредметные связи, интеграцию в процессе обучения.
Видео
Кто догадался, какова тема нашего урока-игры?
Галактика -система из звёзд, звёздных скоплений, межзвёздного газа и
пыли, тёмной материи, планет.
12 апреля отмечается день космонавтики. В этот
день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в
космосе! Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным
апрельским утром мощная ракета на орбиту космический корабль «Восток» с
первым космонавтом Земли Ю.А. Гагариным на борту . Полет вокруг Земли
длился 108 минут.
До того, как Гагарин Ю.А. полетел в космос, были отправлены собаки. И первой была – Лайка.
Потом полетели собаки – Белка и Стрелка.
Ю.А.Гагарин – это не единственный космонавт,
который побывал в космосе. В космос кроме мужчин летали и женщины.
Первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова.
Как вы думаете, каждый ли может стать
космонавтом?
А каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий
космонавт?
Конечно же, ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У
настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он
должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти
очень сложные тренировки.
Вероятность стать космонавтом ничтожна мала. С
момента первого полета в космос 1961 году, за почти 6 десятилетий,
количество людей, побывавших на околоземной орбите, составляет всего
чуть меньше 600 человек. В среднем получается 10 человек в год.
Из них на долю России приходится примерно 25%,
на США — 60%, ну а оставшиеся 15% на все страны вместе взятые.
В настоящее время во всех космических державах
числится около 240 действующих космонавтов. При 7 миллиардном населении
Земли — вероятность стать космонавтом и совершить космический полет
составляет всего 1 к 50 миллионам.
Для женщин шанс снижается еще в 10 раз — 1 к 500 млн.
Мы живем в эру космических ракет, спутников
луноходов международных космических экипажей. сейчас космонавтика
находится ещё на стадии её зарождения. Даже сложно представить, сколько
значимых и интересных достижений ждет людей впереди.
Сейчас ученые США, Великобритании, Италии и
Нидерланд работают над созданием космического корабля будущего. Он будет
приспособлен для жизни тысяч людей. Это своего рода космический Ноев
ковчег, на котором лет этак через сто можно будет улететь с умирающей
Земли.
Итак, сегодня мы совершим путешествие в космос,
побываем на разных планетах и узнаем много интересного. Но сначала
определим маршрут.
Но первоначально мы должны определить свой
маршрут. Для этого используем свои математичекие знания. Решить примеры и
соединить ответы в порядке убывания стрелками, восстановить порядок
расположения планет в Солнечной системе. Только наши станции будут
носить фантастичекое название.
Итак, с первым заданием мы справились и смогли
восстановить порядок расположения планет в Солнечной системе, правда,
долгое время Плутон считался членом этой системы, теперь - карликовой
планетой и самым крупным объектом в поясе Койпера.
Послушаем песенку про планеты Солнечной системы.
Отправляемся в путешествие!
Итак, мы отправляемся от Солнца и первая наша остановка у звездочетов Меркурия.
Названа в честь древнеримского бога торговли —
быстрого Меркурия, поскольку она движется по небесной сфере быстрее
других планет.
Вспомните один из ясных вечеров, когда небо было
усыпано крошечными светлячками. Это звезды. Они кажутся нам маленькими,
потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды -
огромные раскаленные шары, состоящие из газа. Солнце – это тоже звезда,
самая близкая к нам. Издавна звездочеты (сейчас их называют астрономы)
пытались сосчитать, сколько всего звезд на небе. Им на помощь пришел
телескоп, и теперь можно сказать, что звезд на небе примерно 200
миллионов. Все они разные: старые и молодые, великаны и карлики. И цвет у
них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или чуть
беловатого цвета. Если прохладнее, как наше Солнце, то желтого или
оранжевого цвета.
Расшифруйте анаграмму и прочитайте слово.
Правильно, Вселенная.
А как по - другому мы называем Вселенную? А
теперь задание: поменять местами одинаковые фигуры и прочитать слово.
Правильно, Космос! Вселенная, или космос,
необъятна. Но пройдет много-много лет, и люди, наверное, научатся летать
к любым, даже самым далеким звездам.
Наша ракета продолжает полет. Летим на планету под названием Загадочная Венера.
Названа в честь древнеримской богини любви
Венеры. Венерианский год составляет 224,7 земных суток. Она имеет самый
длинный период вращения вокруг своей оси среди всех планет Солнечной
системы и вращается в направлении, противоположном направлению вращения
большинства планет.
Здесь нас ждут загадки о космосе.
Итак, интерактивная игра-загадки о Космосе.
Наша ракета устремляется к планете Интеллектуальная Земля. Это наш родной дом.
Давайте вспомним стихотворение о нашей планете. А мнемотаблица поможет его рассказать. Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой похожей нету.
(Я. Аким)
Переходим к заданию.
У звезды под названием Солнце есть большая и дружная семейка, которую
называют Солнечной системой. Помимо планеты Земля в этой семейке еще
несколько детишек разного возраста. Все они вращаются вокруг Солнца.
Они расположены в таком порядке от солнца:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
А теперь задание: в течение одной минуты постараться запомнить названия
планет Солнечной системы, а затем выполнить задание.
Интерактивная игра « Солнечная система».
Держим путь на планету Веселых человечков.
Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Жмется заинька к ракете:
Полечу я с вами, дети,
На любую из планет, где волков зубастых нет.
Мышки – крошки засмеялись:
- Мы летали, не боялись,
Высота – красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
Г.Бойко
Названа в честь Марса — древнеримского бога
войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют
«красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого
ей минералом маггемитом — оксидом железа.
На этой планете живут необычные человечки, которые состоят только из
геометрических фигур. Они очень веселые. Задание: нарисовать портреты
этих человечков, как вы их себе представляете.
Держим путь на планету Умельцев Юпитера.
Планета была известна людям с глубокой
древности, что нашло своё отражение в мифологии и религиозных верованиях
различных культур: месопотамской, вавилонской, греческой и других.
Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского
верховного бога-громовержца.
Итак, мы сделаем модель ракеты-оригами.
Первый этап.
Второй этап
И наша ракета готова!
На своих ракетах отправимся к Спортивному Сатурну.
Сатурн, а также Юпитер, Уран и Нептун,
классифицируются как газовые гиганты. Сатурн назван в честь римского
бога земледелия.
На этой планете нас ждет новое задание.
Дело в том, что жизнь космонавтов неразрывно связана со спортом. Даже
находясь на корабле космического корабля, они непременно делают зарядку.
Давайте мы тоже сделаем « космическую» разминку.
Ну а сейчас давайте поиграем. Каждый выбирает
себе планету (карточку с изображением планеты). Под музыку вы будете
двигаться по залу. По моему сигналу «Планеты стройся!» вы должны
выстроиться так, как расположены планеты в солнечной системе. Всем
понятны правила игры? (Дети строятся в порядке расположения планет
солнечной системы)
А теперь давайте проверим нашу солнышкину семью нашей любимой считалкой.
(дети считают считалку)
На луне жил звездочет.
Он планетам вел подсчет.
Меркурий-раз, Венера-два-с,
3-Земля,4- Марс,
5-Юпитер, 6-Сатурн,
7-Уран, 8-ой Нептун.
Ну, а дальше всех Плутон.
Кто не верит, выйди вон!
На своих ракетах отправимся к Сказочному Урану.
Названа в честь греческого бога неба Урана, бога
неба. В недрах Урана много льда в его высокотемпературных модификациях.
По этой причине специалисты выделили эти две планеты в отдельную
категорию «ледяных гигантов». Здесь вы услышите сказку. Слушать ее надо
очень внимательно.
Здесь вы услышите сказку. Слушать ее надо очень внимательно.
Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал
далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь
разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет
старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда звездочет решил
полететь к солнцу, чтобы все увидеть самому. Возьму свою старую карету,
запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» - решил он.
«Что ты, что - ты, заскрипела карета ,- мне не выдержать такого длинного
путешествия – развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не меньше 500
лет! Возьми уж лучше автомобиль».
Послушался звездочет, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва он
взялся за руль, как зафырчал мотор: Фр-р! Не буду включаться Сто лет
работать без отдыха! Не желаю!»
«Не соглашайся, - прошуршали машины. – В космосе для машин нет дорог…
Пусть возьмет самолет, он, по крайней мере, умеет летать."
Отправился Звездочет к самолету: Отнеси меня, пожалуйста на солнце! Я
очень тороплюсь. Сколько времени понадобится для этого?»
«Десять лет. Но я могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и
моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре – красавице ракете.
Только она может летать в безвоздушном пространстве.»
«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! – серебристым
голосом пропела ракета. – Не пройдет и года, как мы будем у цели. Я
самая выносливая, самая быстрая, я одна знаю туда дорогу. Садись!
Только было Звездочет собрался занять место в
кабине корабля, как из-за туч выглянуло солнце и его золотистые лучи
брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и
шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»
Обрадовался звездочет, потянулся за солнечным лучом – и пропал из
глаз…».
Конечно, это сказка. На самом деле никто на солнечном луче не летает, но
ученые всерьез подумывают над тем, как приручить световой луч, ведь он
действительно летает быстрее всех на свете.
Я просила внимательно слушать сказку. А теперь
попробуйте ответить на мои вопросы:1 Что наблюдал звездочет ночью?
(Звезды) А днем? (Солнце)
2 Куда решил лететь звездочет? (К Солнцу)
3 Какие виды транспорта решил использовать звездочет, чтобы осуществить
свою мечту? Назовите их в том же порядке. (Карета, автомобиль, самолет,
ракета, солнечный луч.)
4 Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до солнца? (Год)
5 Сколько времени понадобится солнечному лучу? (8 минут)
На своих ракетах отправимся к Увлекательному Нептуну.
Планета была названа в честь римского бога
морей. Её астрономический символ — стилизованная версия трезубца
Нептуна.
Здесь вас ждет игра под космическим названием «Центрифуга».
Центрифуга – это устройство, которое
используется при тренировке космонавтов.
Условия игры. Берется количество стульев, равное количеству игроков,
выставляется таким образом, чтобы передние ножки стояли на одной линии.
По команде игроки садятся на свои стулья и, приподнявшись вместе со
стульями, делают три полных оборота, затем снова садятся, при этом
стараясь поставить передние ножки стульев на исходную линию.
Итак, мы завершили свое путешетвие. Мы
возвращаемся на Землю. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и
давайте оценим работу нашего экскурсовода.
Оцените свою работу и работу учителя.
Благодарю!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.