КТО ПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ, ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ. Конфуций


ПЕРЕВОДЧИК

воскресенье, 9 июня 2013 г.

УЧИТЕЛЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ....


Чистоту, красоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.

В.С. Высоцкий

Учитель вчера...

Главное в его работе - обучение, непрерывное наращивание знаний и, что греха таить, идеологизация любого предмета, на протяжении всего процесса обучения. Ещё Б.Теплов замечал, что «в традиционной педагогике чаще господствует односторонний подход к искусству». У Теплова это искусство. У любого преподавателя биологии - это природа. Страшно оглянуться вокруг. Ведь это катастрофическое состояние природы создали чьи-то ученики. Ученики тех, кто должен был повторять слова «Не надо ждать милости от природы, взять их - вот наша задача».


Рыцарь-учитель, в неуклюжих, порой мешающих «доспехах» -доктринах педагогики, приходит в современную школу. И скоро может обнаружиться, что некоторые «доспехи» не столько защищают, сколько сковывают движение; постепенно он остаётся в самой тонкой, но прочной и невидимой постороннему взгляду кольчуге собственной «педагогики». Некоторые звенья её, выкованные великими педагогами прошлого и современности, неподвластны ударам школьной реальности, а какие-то сразу рассыпались в пыль, не выдержав натиска бурь.

В этом трудности педагога сегодня.

Социально-экономическое положение - тоже трудность ! Трудно без зарплаты, но отсутствие микроскопов - это, знаете-ли,серьёзно. Это практически катастрофа !

Учитель сегодня - это канатоходец по тонкой грани здравого смысла, подтачиваемой волчьими зубами рынка с одной стороны и вымываемой бурной пучиной идеализма с другой.

Трудно решать сверхзадачу сегодняшней школы - научить делать правильный, свой, выбор !

И альтернативные программы (Сонина, Плешакова, Комиссарова, Захарова), и новые педагогические технологии (локально-модульная технология, игровая деятельность и т.д.), и психологическая служба в школе, и гуманизация образования, призваны не только дать ребёнку возможность комфортно чувствовать себя в стенах школы, но и помочь самореализоваться в современном обществе. Что это значит ?

Это значит, что мы сейчас должны ставить ребёнка перед выбором, позволить найти ему свой путь, исподволь заложив в него любовь. Любовь - основное проявление нравственности. Любовь к жизни, к Богу, к ближнему, как к самому к себе, к окружающему миру, к великому чуду - Природе - без этого человек будет ущербен. Свобода мысли выливается в свободу личности, в свободу творчества.

Это значит, что обучение в школе должно быть построено на естественном для ребёнка процессе творчества, процессе прохождения пути от собственной идеи до создания вещи, произведения искусства, научной гипотезы, собственной жизни, себя самого. Мне, преподавателю биологии, в этом смысле легче. За моей спиной - великое таинство и откровение Природы, её мудрость и гениальная простота, её гармоничность и ассиметрия, её подвижность и незыблемость. И задача биолога очень проста -открыть детям дверь в этот храм, показать Ариаднины нити -паутинки и пожелать счастливого пути.

У.А. Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Время заставляет нас, обычных людей, призванных необычной профессией становиться тем, чем и был - человеком. И каждый человек по-своему велик. Он микрокосм. Только у каждого своё предназначение. Если правда говорят, что каждый рождается с Божьим поручением, то поручение учителя - воспитывая детей, воспитывать любовь к Природе.

МОУ «Бугурусланская гимназия» учитель биологии Троянова О.В







Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы.


Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе и учениках».



Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.

Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.

Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:

«Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать.
 И у второго ученика не было растения.

-Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.

-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

-Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить.

-Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

-Забыл я, учитель, посеять семя.

-Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

-Запомни, ничто не может жить без питания.

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.

-Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

-Послушался я, учитель, чужих советов.

-Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

-Учитель, слишком поздно я поселял семя.

-Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

-Забыл я удобрить землю, учитель.

-«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

-Учитель, я выполнил все твои советы.

-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят наш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

Счастья, человеческого тепла, мира в душе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.