Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, так и в частичном: могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
- при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
- при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
- при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
- при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Формы интегрирования.
Определение
формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего
компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.
Формы бывают разные:- предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
- понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
- мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
- деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Виды интегрированных уроков:
- Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) - на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний.
- Комбинированные – подобные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.
- Амальгамированные (проектные) – уроки, на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний.
Технология интегрированного урока.
Самое
узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух
учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы
преподнесения материала, продолжительность каждого действия.
Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть
паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может
выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок
может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя
и гостя.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще
всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один
урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного
предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода
познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение
вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить
понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт
учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал.
Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
- состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
- ведущий системообразующий и вспомогательные компоненты;
- форму интегрирования; характер связей между соединяемым материалом;
- структуру (последовательность) расположения материала;
- методы и приёмы его предъявления;
- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
- способы увеличения наглядности учебного материала;
- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
- критерии оценивания эффективности урока;
- форму записи подготовленного урока;
- формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
- способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого);
- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Почему урок называется
интегрированным?
Под интегрированным уроком понимают объединение двух или трёх дисциплин,
в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние
учебного материала. Главная цель - точка пересечения двух предметов,
дающая полную картину изучаемого явления. Интегрирование урока относится
не только к смежным предметам, но и дисциплинам разных циклов. Это
значит, что можно объединить в одно занятие как английский с русским,
так и историю с информатикой. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/269983/integrirovannyiy-urok---eto-integrirovannyiy-urok-russkogo-yazyika
Источник
- https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya-statya-po-teme-integrirovanniy-urok-60362.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.