КТО ПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ, ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ. Конфуций


ПЕРЕВОДЧИК

понедельник, 28 августа 2017 г.

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК?

Что такое интегрированный урок?
 Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

 Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, так и в  частичном: могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; 
  •  при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  •  при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности; 
  •  при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  •  при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета; 
  •  при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету. 
Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков.
Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
 Формы интегрирования.
 Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:
  •  предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания; 
  •  понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия; 
  •  мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами; 
  •  деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях; 
  • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы. 
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.
 Виды интегрированных уроков:
  •  Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) - на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. 
  • Комбинированные – подобные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.
  • Амальгамированные (проектные) – уроки, на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний.
 Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем (проект развития, конструирования игровой площадки, проблема «непонимания» и «отчуждения»).
 Технология интегрированного урока. 
 Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал.
Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
  •  свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель; 
  •  состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов; 
  • ведущий системообразующий и вспомогательные компоненты; 
  •  форму интегрирования; характер связей между соединяемым материалом; 
  •  структуру (последовательность) расположения материала;
  •  методы и приёмы его предъявления;
  •  методы и приёмы переработки учащимися нового материала; 
  •  способы увеличения наглядности учебного материала;
  •  распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  •  критерии оценивания эффективности урока; 
  • форму записи подготовленного урока;
  •  формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке. 
Преимущества интегрированных уроков:
  •  повышают мотивацию,  формируют познавательный интерес,  что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; 
  •  способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
  •  способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;
  •  позволяют систематизировать знания; 
  •  способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого); 
  • обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда; 
  • способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Почему урок называется интегрированным? Под интегрированным уроком понимают объединение двух или трёх дисциплин, в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала. Главная цель - точка пересечения двух предметов, дающая полную картину изучаемого явления. Интегрирование урока относится не только к смежным предметам, но и дисциплинам разных циклов. Это значит, что можно объединить в одно занятие как английский с русским, так и историю с информатикой. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/269983/integrirovannyiy-urok---eto-integrirovannyiy-urok-russkogo-yazyika

Источник
  1. https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya-statya-po-teme-integrirovanniy-urok-60362.html 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.