В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
1.
Двигательная (кинетическая) память –
запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных
сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных
(трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с
этим видом памяти.
Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2.
Эмоциональная память – память на
переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих
взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные
переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже
было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти чем
неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а
проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.
3.
Словесно-логическая память - это
разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово,
мысль, логика.
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.
4.
Образная память - связана с запоминанием
и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств,
отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и
достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными:
человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о
них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы.
У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале
работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.
·
Зрительная память – связана с
сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной
памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть»
информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень
важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.
Упомянутая раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память ,
также характеризуется сильной образностью.
·
Слуховая память - это хорошее
запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая
память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам
·
Осязательная, обонятельная и вкусовая
память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут
упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности
такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических
потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей
определенных профессий.
Источник: http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat/1644-osnovnye-vidy-pamyati.html
Источник: http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat/1644-osnovnye-vidy-pamyati.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.