Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и
главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит
современная школа.
Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и
от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из
приятных. А на самом деле?
Наиболее
понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час,
срочная задача, назиданье, наука. Но вот происхождение слова заставляет
задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать»,
«урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же
и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому
повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями
опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с
психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза.
Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает
почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной
формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного
времени.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет
назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и
ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании,
учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались
уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным
действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним
– знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это
объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе —
обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют
совершенствования форм обучения.
2. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
Что значит современный? По — моему мнению, это и совершенно новый, и
не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще –
действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка,
его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок
современный, то он обязательно закладывает основания для будущего,
готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
Готовясь к сегодняшней научной конференции, я попросила учителей
своей школы также ответить на вопрос: «Современный урок — какой он?»
Вот, что пишут учителя:
«Современный урок — какой он? Демократичный. Где дети не боятся
высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и
ученику комфортно».
«На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего,
актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии,
хорошо владеть компьютером.
Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока
во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель
и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль
учителя – направлять, контролировать».
«Урок должен быть творческим, способствовать самореализации
школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети
должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в
нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном
уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками
определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее
познавательных и созидательных способностей.
Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих
требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во
взрослую жизнь.
Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое
содержание образования: вариативные образовательные программы, новое
поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические
материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
Другая важная тенденция – становление различных моделей дидактических
систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Первую модель современного урока можно назвать традиционной –
классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие
десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура
отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- формы обучения;
- методы и приемы обучения;
- типы уроков и другие.
При этом все же отметим, что модель традиционного обучения является
приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного
урока. Она существенно меняется, но в основе остается классическая
педагогика и методика.
Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая
история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя-
практики.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей,
по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в
своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое,
да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в
нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда
удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это –
традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится
не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою
деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в
этот процесс своих учеников.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет
на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками,
которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким
образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он
начинает учить по-новому. А урок остается.
Вторая модель современного урока связана с технологизацией
образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше
образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой
понятийный аппарат:
- технологическая карта тематического и поурочного планирования;
- технологический прием;
- этап технологии;
- задача этапа и диагностика его эффективности.
Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения
школьников, они стали более активными, и самое главное,
взаимосвязанными;
- появилась культура проектирования урока с учетом его этапов,
постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;
- изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;
- мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта
проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и
универсальных моделей (например, технологических карт).
Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей
модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который
становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В
этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой
понятийный аппарат:
- ключевые и базовые компетентности;
- опыт ребенка;
- умение решать жизненные ситуации;
- психолого-педагогическая ситуация и другие.
Сформировано научно-теоретическое понимание компетентности как
способности ребенка использовать свой опыт для решения жизненных проблем
и ситуаций.
Разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности,
предприняты попытки создания некоторых образовательных программ и
учебников с позиций компетентностного подхода.
Утвержден новый базисный учебный план, где показана возможность
исследовательской работы школьников, выполнения ими проектов,
практикумов.
Разработаны способы формирования и оценки компетентностей – «Портфолио», проекты, дневники достижений и другие.
Критерии эффективности современного урока:
• Обучение через открытие
• Развитие личности
• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
• Демократичность, открытость
• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен
результат, какие при этом встречались затруднения, как они были
устранены, и что чувствовал ученик при этом.
• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь
то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное
самостоятельно понятие.
• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он
управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью
учащегося.
Так, что же такое современный урок — это урок-познание, открытие,
деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию,
самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм,
выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для
одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим
учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо
важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих –
объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя
заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по
организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного образования требует личностного
начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников
знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих
знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и
смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
ИСТОЧНИК:
http://popowaolga.wordpress.com
ЗАКОН INNOVE MIKSIKE KOOL LEARNINGAPPS SUPER TEACHER TOOLS WEBQUEST KOOLIELU KAHOOT TIIGRIHÜPPE HITSA VIKO MOODLE INTERUROK CLASSDOYO QUISLET VIDEOSCRIBE SOCRATIVE PROGETIIGER POWTOON FLUBAROO HINDAMINE TEST PAD EMAZE ÕPIWEEB ГОЛОСОВОЙ ПЕРЕВОДЧИК ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ QUIZREVOLUTION WIZER.ME ONLINE TEST QUIKKEY PLISCERS FACTILE-JEOPARDY
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.