КТО ПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ, ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ. Конфуций


ПЕРЕВОДЧИК

суббота, 7 июня 2014 г.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ


http://www.colegioemprenderlarapinta.cl/imgmodulo/fotoNoticia/56.jpgПсихологическая сторона чтения. Три фазы в процессе чтения: раскрытие содержания, интерпретация текста, создание собственного смысла. Области применения рационального, поискового, аналитического чтения. Типы текстов и приемы активной работы с текстом.







Функциональное чтение -- это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания. В нём применяются приёмы сканирования и аналитического чтения.
Предположим, вам поручено подготовить доклад. Вы находите в библиотеке энциклопедии последних лет издания, электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия, несколько учебных и научно-познавательных книг, статьи из научно-популярных журналов за последние десять лет, находите необходимые материалы в Интернете.
Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете выбранные издания и файлы.
Далее идёт работа с уже отобранными источниками -- поиск конкретных фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения.
Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка использованной литературы; подбор цитат).
1. Психологическая сторона чтения
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Существенным условием для развития смыслового понимания художественных текстов является психологическая готовность учителя к управлению чтением
Чтение -- сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. В отечественной психологии понятие смыслового понимания восходит к понятию личностного смысла, введенному А.Н. Леонтьевым в 40-е годы XX века. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.
Психологические теории чтения подчёркивают активную роль читателя в понимании текста.
Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи считают вершиной психологии чтения, так как это означает раскрытие некоторых самых сокровенных механизмов работы человеческого мозга.
Смысловое понимание исключает позицию читателя как потребителя готового текста. Художественный текст сам по себе не может воздействовать на читателя. В действительности эту функцию выполняет «реальный целостный акт активно ответного понимания», - идея М.М. Бахтина. Понимание и оценка литературного произведения происходит более эффективно, если в состав этой деятельности включены приемы взаимодействия с художественным текстом, которые содержат особые смыслопоисковые действия и операции, определяющие разные уровни осмысления текста и открывающие доступ к его ценностно-смысловой сфере.
Становление способности к смысловому пониманию художественной литературы осуществляется действеннее в условиях интеграции в учебном процессе четырех психолого-педагогических компонентов:
· активизации творческого воображения,
· актуализации мотивацнонных ресурсов учения,
· гуманизации процесса обучения,
· планомерного формирования опыта творческой деятельности.
2. Трехфазовый процесс чтения
Процесс чтения состоит из трёх фаз.
Первая -- это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка (или декодирование), когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая -- это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья -- это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности.
В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений сосуществования различных точек зрения по многим вопросам.
Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования (вспомним классическую “зубрёжку”).
3. Виды чтения
Чтение -- многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть:
-- рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов -- мышления, памяти, воображения, воли, чувств);
-- функциональным и эстетическим (по целям);
-- репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации);
-- деловым и досуговым (по мотивам);
-- быстрым и медленным (по скорости).
Рациональное чтение используется для работы с научной, учебной, публицистической, официальной литературой. При таком чтении опора делается на мышление, память, волю. Воображение и эмоции включены в меньшей степени. Рациональное чтение строится в соответствии с определёнными алгоритмами -- правилами последовательной работы, можно выделить этапы ориентировочного (ознакомительного), просмотрового (поискового) и аналитического (изучающего) чтения.
Ориентировочное (ознакомительное) чтение позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное. Оно используется либо для отбора текстов (книг, статей, файлов) для последующего более углублённого аналитического (изучающего) чтения, либо как его первый этап.
Каждый из элементов структуры текста влияет на решение о чтении/нечтении или характере чтения -- частично/полностью:
-- автор: если автор известен (упомянут в задании; является авторитетом в данной области или моден в данное время), принимается решение, соответствующее цели чтения;
-- название: соответствует/не соответствует целям чтения, личным ожиданиям; интересное / скучное / проблемное;
-- выходные данные: место, издательство, год, объём.
Просмотровое (поисковое) чтение, или сканирование, позволяет “пробегать” текст, получая общее о нём представление. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами -- абзацами, страницами; выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факта.
Такое чтение даёт представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности текста. Оно позволяет предвидеть развитие темы, понять основные линии поведения персонажей или аргументацию автора, уяснить цели работы с текстом. Ему отводится ведущая роль при экранном и функциональном чтении.
Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы. При работе с источниками большого объёма сканирование позволяет выделить фрагменты текста, требующие более внимательного прочтения.
Аналитическое (изучающее) чтение -- это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем); выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию -- оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).
Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, учебных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Именно художественную литературу “читают”, о познавательной говорят: “работа с текстом”.
При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст. Воображение помогает нарисовать внешний облик героя, детализировать его психологический образ, мир мыслей, чувств и переживаний, создать собственные неповторимые образы.
4. Быстрое и медленное чтение
Скорость чтения может меняться в пределах одного текста, она зависит от содержания, целей чтения, а также от вида чтения и выбранных стратегий. Медленное, вдумчивое -- это, как правило, аналитическое чтение с целью исследования и запоминания. Обычное (средний темп чтения) подходит для общего ознакомления с газетами, журналами, художественной литературой. Ускоренное чтение необходимо, когда надо освоить большой объём информации. Беглое, или скоростное чтение, куда относят сканирование -- это просмотровое (поисковое) чтение.
5. Формирование функционального чтения
Предполагается на уровне начальной школы формировать навыки функционального чтения, т.е. это чтения с целью получения информации и ее оценки.
Любой текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности.
5.1 Типы текстов
На уроках чтения и окружающего мира учащиеся работают с двумя основными типами текстов - информационными (научно-познавательными) и художественными.
У научно-познавательной литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают в это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей.
Такая литература прежде всего развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения (факты), но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности.
Безусловно, научно-познавательная литература не обращена к чувствам ребёнка, однако и она выполняет педагогическую функцию, а именно воспитывает образ мысли, учит читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.
Целевое назначение художественной литературы для детей заключается, во-первых, в том, чтобы показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью. Во-вторых, в том, чтобы развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка, способствовать накоплению не только знаний, но и эмоций, показать не только представления, но и ощущения.
5.2 Когнитивное и творческое мышление
Владение навыком функционального чтения - опора для развития когнитивного и творческого мышления.
При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное (познавательное) мышление.
Жанровое разнообразие художественных текстов позволяет развивать творческое мышление.
5.3 Приемы ТРКМ
ТРКМ предлагает приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения.
1) Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ.
Алгоритм построения этапа урока с использованием приема
«Чтение с остановкой»:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
3. Рефлексия. На этой стадии текст представляет единое целое. Идет осмысление текста в целом
2) Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
Толстые ?                                      
Тонкие ?

  1. Дайте 3 объяснения, почему...? 
  2.  Объясните, почему...? 
  3. Почему Вы думаете ...? 
  4. Почему Вы считаете ...?
  5.  В чем различие ...? 
  6.  Предположите, что будет, если... ?
  7.  Что, если ... ?
  1. Кто ? 
  2. Что ? 
  3. Когда ?
  4.  Может ..?
  5.  Будет ...?
  6.  Мог ли ... ? 
  7. Как звать ...? 
  8.  Было ли ...?
  9.  Согласны ли Вы ...? 
  10. Верно ли ...?


3) Одним из активных методов чтения является прием маркировки текста с использованием значков "v", "+", "-", "?"
4) К активным методам чтения относятся также выбор ключевых (опорных) слов, составление плана, постановка вопросов к прочитанному.
5) Прием «Кластеры» удобно использовать для понимания научно-познавательного текста. При чтении выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Грозди - графический прием в систематизации материала. Рисуется графическая модель «солнечной системы»: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
6. Чтение как компетентностно ориентированная задача
Содержание образования на первой ступени включает решение компетентностно ориентированные задач.
В таких условиях текст становится информационным полем, а задания к нему предполагают следующие надпредметные умения:
· умение применять различные стратегии чтения;
· сопоставление;
· поиск завуалированной информации;
· выстраивание логических цепочек;
· привлечение собственного опыта и знаний из других предметов;
· извлечение из текста запрашиваемой информации.
7. Технология формирования типа правильной читательской деятельности .
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий:
- сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.
- сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт. Схем. Макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.
8.Работа над стихотворным текстом
При работе над стихотворным текстом:
1) до начала чтения предположения о том, на какую тему будет стихотворение или с каким настроением оно написано по заглавию и иллюстрации
2) первичное чтение обязательно про себя
3) в ходе чтения вслух по строчкам или строфам проводится работа по представлению картин, созданных автором, настроения, состояния автора и, как результат найти верную интонацию, сделать пометки в тексте для выразительного чтения.
Рекомендуется на уроке читать 2-3 стихотворения для сравнения их темы, языка, ритма и т.д.

 NB!
КУРС "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ" 
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.